Фотоохота

Категория: Животные

Речь пойдет о самой мирной охоте, доставляющей не меньшую радость, чем ягдташи, набитые дичью, или сети, полные рыбы,— охоте без единого выстрела и жертв. Речь идет о фотоохоте. Каждый, причастный к этому делу, получающий большое эстетическое наслаждение, радость от общения с прекрасным, бесконечно разнообразным и неистощимым в своих проявлениях миром природы.

Фотоохота

Добытые с помощью фотокамеры «трофеи» — запечатленная красота, остановленное мгновение дарят человеку светлую отраду, возможность ее чудесного возобновления.

Бесспорно, что постижение мира природы, чувство любви к ней прочнее и глубже воспитывается и достигается через безболезненное и безопасное для природы щелканье затвора, чем через нажатие спускового крючка. Характер наблюдения становится иным, более тонким, вдумчивым. Задумываешься, ищешь сюжет сокровенной жизни и в лесу, и в зарослях камыша, и на горных кручах... Что ни говори, а мысль охотника при виде, скажем, дичи работает сухо-рационально: как целиться, с каким .упреждением, с какого расстояния бить... Фотоаппарат же направляет внимание в иное русло: какова окраска у птицы, как она освещена солнцем, как передать динамику полета, грацию и красоту, каков фон, композиция.

Фотография, пусть даже не претендующая на громкое название «художественной»,— это миг, акт, зародыш творчества. Разве выбор объекта, ракурса, колорита, композиции не воспитывает эстетическое начало?

Фотоохота

Увы, фотоохота покуда не столь распространена, как охота. Взять, к примеру, положение с этим делом в Азербайджане. Здесь насчитывается до 30 тысяч охотников, а фотоохотников среди них — единицы. Но мы уповаем на будущее. Настанет время, когда пропорция изменится, число фотолюбителей, останавливающих прекрасные мгновения природы, умножится. Несколько заостряя мысль, можно сказать, что вооруженное вторжение в мир природы будет все больше уступать место мирному паломничеству и восторженному поклонению... Напомним в этой связи суждение природоведа и путешественника Бернгарда Гржимека: «В ближайшее столетие, а может, и десятилетия, люди наверняка не отправятся в путешествия, чтобы взглянуть на чудеса современной техники. Наоборот, из душных, закопченных городов они устремятся к уцелевшим уголкам живой природы, дышащим покоем и тишиной. Страны, сумевшие сохранить такие оазисы природы, будут вызывать всеобщую зависть и благодарность. Ведь с природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной,— их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь».

Фотоохота

 

Фотоохота по сути исчисляет свой век возрастом фотоаппарата. Хотя это понятие прежде не употреблялось, тем не менее одним из излюбленных объектов фотографии с самого начала был мир животных и растений. Великий русский естествоиспытатель К. А. Тимирязев начинал свои научные исследования с фотоаппаратом в руке. Его снимки, посвященные природе, поныне приковывают внимание. Гениальный ученый широко пользовался фотоиллюстрациями, диапозитивами на своих лекциях. Тимирязевым были прочитаны специальные лекции на темы: «Фотография природы и фотография в природе» и «Фотография и чувство природы».

Фотоохота

Долгие годы занимался фотографированием фауны выдающийся зоолог С. А. Бутурлин. Его фотоработы не только сохраняют свою значимость, иные из них по прошествии лет приобрели еще большую актуальность и стали объектом изучения. Профессор МГУ им. Ломоносова С. И. Огнев с благодарным чувством отзывался о фотографии, способствовавшей его формированию как педагога и ученого. Фотографии С. И. Огнева, запечатлевшие животный мир Урала, Тянь-Шаня, Поволжья и других краев, явились незаменимым художественно-познавательным компонентом созданного им семитомного капитального труда «Звери СССР и прилежащих стран». Ныне трудно представить книгу о природе и ее живых обитателях без фотографии. Без нее всякий рассказ выглядит неполным и блеклым.

Здесь можно вспомнить известное изречение, чуть перефразировав его: лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать... Но с сожалением нужно признаться, что до сих пор иные книги о природе лишены иллюстраций.

Между тем фотография, а особенно цветная,— это надежный фактор познания природы. В одном из апрельских номеров «Литературной газеты» за 1985 год было опубликовано несколько иронических изречений на экологические темы. В том числе и такое: «Надо побольше писать о природе, чтобы было что прочитать в будущем». Я бы видоизменил эту фразу таким образом: «Надо побольше фотографировать природу, чтобы было что посмотреть в будущем»...

Фотоохота

Как говорится, в каждой шутке есть доля правды. В данном случае — немалая доля... Напомним тревожную статистику потерь мировой флоры и фауны (пусть разноречивую, но от этого не менее убедительную): от одного вида в сутки до пяти в час! Наука констатирует, наука борется, возрождает, спасает. Но, увы, не все удается спасти. Более того, точное представление о многих исчезнувших видах остается жгучей тайной. Разгадка ее — не азартная самоцель, а звено в познании эволюции. Да, существуют средства реставрации, подсчета возраста и так далее. Описания, рисунки очевидцев. Но как много мы дали бы, чтобы увидеть воочию, хоть краешком глаза, живого мамонта!.. Или корову Стеллера!.. Или дронта!.. Ну, если не живой оригинал, так хотя бы фотографию! Потому и думаешь: фотография современной природы нужна не только современникам. Она подспорье будущим поколениям, зеркало, отражение в котором будет видно потомкам из далекого завтра.

Фотоохота

Фотоотображение жизни природы, даже запечатлевающее миг, фазу движения, незаменимо по своей достоверности, документальной истинности. Поэтому есть смысл в разумном и компетентном отборе фотографий о жизни природы (фауна и флора) и создании общественных или государственных фондов. Если такой фонд (независимо от путей его осуществления) сможет стать средоточием снимков, негативов, слайдов, то и литература о природе может взять их на «вооружение» и приобрести большую наглядность и иллюстративную убедительность.

Фотоохота

Изучая литературу, перелистывая старые книги, газеты или журналы, встречаешь иллюстрации, запечатлевшие исчезнувший вид флоры, фауны или уже не существующий природный объект. Перепечатка с газетной или книжной страницы заведомо некачественна. Думаешь, а не пойти ли в издательство (редакцию), может, уцелел оригинал снимка? Увы, надежды эти оказываются чаще всего напрасными. Такая же участь постигает и слайды, которые, как известно, существуют в единственном экземпляре и не всегда возвращаются авторам.

Да, создание фотоархива страны о жизни природы было бы полезным делом. Не ахти как сложно собрать оригиналы и негативы издательских и редакционных материалов (как использованных, так и неиспользованных). Сюда же можно привлечь и личные архивы.

Хочется верить, что придет время, когда фотоохотники, как авторитетные представители общественности, смогут стать внушительной армией по борьбе с браконьерами, с загрязнением окружающей среды и так далее, то есть возникнет новый, необходимый общественный орган природоохраны.